Вести из Нетополя

Глава Первая,
о том, почему принцессам нельзя лазить в кротовые норы

В Институте все заросло пылью.

Дело было не в том, что ученые все такие нечистоплотные. То есть, ученые, конечно, бывают всякие, некоторые сами могут хоть мхом порасти, и им все нипочем. А только и ученых-то в Институте почти не осталось. Одни совсем состарились, другие уехали и не вернулись, третьи просто ушли из Института и стали совсем неученые. Главный Чиновник, узнав об этом, сказал:

-- Вот и хорошо! Баба с возу, кобыле легче. Все ваши ученые -- дармоеды. Они хотят, чтобы мы, чиновники, покупали им детали для их дурацких приборов! А нам, чиновникам, что останется?

-- Но ведь ученые придумывают разные полезные штуки, -- возразил Главному Чиновнику его папа.

-- Какие же например? -- удивился Главный Чиновник.

-- Ну, вот, например... -- задумался папа чиновника, -- например, компьютеры!

-- Ха! -- сказал Главный Чиновник. -- Компьютеры были всегда!

-- Ну нет, -- с сомнением сказал папа чиновника, -- я прекрасно помню то время...

-- Посмотри, отец, -- перебил его Главный Чиновник, доставая из папочки гарантийный талон к компьютеру, -- видишь, написано: "Made in Hong Kong!" Это значит, что компьютеры везут из Гонконга. Из жарких стран. Там они и растут на пальмах, как кактусы.

-- Не может быть, -- сказал папа Главного Чиновника. -- Пластмасса не растет на деревьях!

-- Я же говорю: на пальме! -- рассердился Главный Чиновник. На деревьях, может, и не растет, а из пальмы выделяется такая смола...

-- Гм, -- сказал папа Главного Чиновника. -- А почему же в мое время она не выделялась? Когда я учился в школе, никаких компьютеров не было!

-- Импорт не был налажен, то есть, ввоз урожая из-за границы, -- авторитетно сказал Главный Чиновник. И пояснил, -- не нашли нужного человека. Уж в этом я разбираюсь!

Дело было не в том, что главные чиновники все такие глупые. Чиновники, конечно, бывают всякие. Только умные чиновники в основном куда-то делись.

Как бы то ни было, Институт опустел, и те немногие, кто еще работал здесь по ночам, в темное время суток опасались спускаться в подвалы. Были эти подвалы хорошо электрифицированы, и чтобы включился свет, иногда достаточно было хлопнуть в ладоши (но только громко -- и стоя в правильном месте). Но если там, внизу, устроиться на пару часов поспать -- странно скрипела дверь, сквозняки гуляли по закрытым отсекам, мягко гудели выключенные приборы, половицы скрипели и раздавались шаги. Привидения или домовые, а быть может, лабораторные или приборные -- какая-то нежить начинала заселять Институт.

Молодой ученый был неробкого десятка. Он мечтал доказать людям, что ученые чего-то стоят. Его друзья посмеивались: нет, говорили они, ни наука, ни, например, любовь, или сказки, или картинки -- не стоят они ничего. И это был старый спор, и он продолжался долго, и все от него устали.

Молодой ученый мечтал принести пользу людям. Для этого ему то и дело приходилось самому чинить свои приборы -- ведь все уже забыли про них, и инженеры, и техники. В одном месте вместо стрелочки у прибора была ножка от маленького робота из детского конструктора. В другом отверстие плотно закрывала крышка от кока-колы. Кока-колу выпили (хоть она и вредная для здоровья), а робот потерялся и пока сидел без ножки где-то в углу. Отовсюду свешивались цепочки, веревочки, даже попадались конструкции из спичек, непрочные на вид -- а вот поди ж ты, крепко держались они.

И вот часы прошли полный круг, и настала ночь, и шорохи в подвале гуляли по одному и по парам, и им иногда тихонько отвечало кроткое эхо, отделяясь от стен. А молодой ученый в своей лаборатории, один, без помощников, начал эксперимент.

Он обошел установку, аккуратно проверил контакты, потер лысину и нажал на кнопку. Волны, на глазах заостряясь и превращаясь в зубастые кривые, побежали по старенькому экрану.

-- Странно, -- пробормотал ученый, -- откуда такая большая... Это, конечно, очень даже неплохо, но...

Краем глаза он заметил какое-то мельтешение у источника, повернул голову -- как будто чьи-то мохнатые лапки трогали провод, но были мгновенно отдернуты, и сразу пропали, смешавшись с пятнами тени у стен. Ученый отвел глаза. Сейчас не время для охоты на сказочных чудовищ: нужно следить за показаниями приборов.

-- Ммм... какой резкий градиент... опять сбились настройки? -- он говорил сам с собой. -- Вот вам и чудеса. Или нет... это формируется... формируется...

Ай! Вспышка ослепительно яркого света заслонила весь мир, превратила его в ничто.

Ученый подумал:

-- Получилось!

Потом:

-- Неужели все взорвалось?

Потом:

-- Что я наделал!

Потом:

-- Но откуда взялся такой резкий градиент? Как могла простая самофокусировка выйти из-под контроля?

Потом:

-- Ведь если все взорвалось -- это нехорошо. Черная дыра на месте Солнечной системы -- это даже хуже, чем было.

Потом он сказал вслух:

-- Я болван!

-- Принцесса Непамела, -- холодно ответили ему снаружи, из-за стены света.

-- А? -- сказал ученый.

-- Принцесса Непамела, -- с раздражением повторил голосок, тонкий и резкий.

-- Что?.. Памела?.. -- ученый отнял руки от глаз.

-- НЕ ПА МЕ ЛА! -- отчеканило туманное пятно, очевидно, приходя в ярость.

-- Ах, -- сказал ученый. -- Я понял. Не памела. А что же?

-- Ваше имя вам очень подходит, -- заметило пятно, понемногу приобретая отчетливость.

-- Мое имя?.. -- удивился ученый. -- Простите... Видите ли... я ослеплен.

-- Вот это уже повежливее, -- милостиво заявило пятно, и стало видно, что оно в синем платье. -- Итак, что это за место, любезный Болван?

-- Болван?! -- ошеломленно переспросил ученый.

-- Принцесса Непамела, -- со вздохом повторила девчонка -- да, девочка -- с большими глазами, в синем платье, с серебристо-синим бантом в волосах. Волосы у нее были растрепанные. -- Вы резиновый голем, да, Болван? Или деревянный? Вы так похожи на человека. Вы испортились от дождя? Бедный Болван! -- теперь ее голос звучал участливо.

Про големов ученый читал в какой-то книжке. Это были человеческие фигуры, их оживляли с помощью магии или там колдовства.

-- Откуда вы? -- спросил он, глядя на девочку.

-- Я из Нетополя.

Ученый заметил, что зрение вернулось к нему. Он огляделся. Лаборатория была на месте, установка тоже, отключение, по-видимому, произошло автоматически. Никаких следов аварии. Только вот девчонка... откуда?

-- Почему вы молчите, Болван? -- топнув ножкой, прервала его мысли странная гостья.

-- Эээ... видите ли, -- снова растерялся ученый, -- я не болван.

-- Неболван? -- как будто удивилась принцесса. -- Должно быть, я тогда ослышалась. Герцог Нетупица Неболван -- ваш родственник?

-- Эээ... нет... не совсем, -- сказал ученый. -- Какой еще герцог?

-- А у вас с ним много общего, -- задумчиво проговорила девочка. -- Хотя он, по крайней мере, может запомнить свое имя, если постарается.

-- Может запомнить... свое имя? -- медленно повторил ученый, чувствуя, что сходит с ума.

-- Ну не целиком, конечно, -- живо отозвалась принцесса Непамела. -- Родовое имя у него длинное: его светлость Нетупица Неболван Необолтус Необормот Недубина Небревно...

-- Эээ... -- сказал ученый. -- Эээ... А. А! ААА!!!! -- снова закрыл лицо руками и выбежал из лаборатории.

В коридоре он прислушался к своему крику, и ему стало стыдно. Он замолчал. Однако, мысли молодого ученого находились в таком беспорядке, что, пока не потрясешь головой как следует, предпринимать что-либо нечего и думать. Он потряс головой. Разноцветные кусочки внутри сыпались друг на друга и никак не складывались в цельную картину. Ученый включил в коридоре свет. Осмотрелся. Ряд старых компьютеров у стены. Мумия ископаемого автомата с газировкой. Резкие контрастные тени. Шорох убегающих лап. Ученый снова потряс головой. Не помогло. Он вышел на площадку и стал спускаться по лестнице. Он прошел под табло "Внимание, идет эксперимент!" -- много лет уже не горевшим. Он толкнул дверь, она не поддалась: заперта, ведь сейчас ночь. Он стал шарить по карманам, нашел две или три шариковые ручки и одну гелевую, нашел записку от соседки, приглашавшей его взглянуть на микроволновую печь, нашел магнитную карточку от метро. Наконец попался ключ, почти утонувший в карманной дырке -- если бы он провалился, попал бы за подкладку пальто. А как он успел надеть пальто -- ученый и не помнил. Ключ он вставил в замочную скважину с четвертой попытки, руки его дрожали.

Черное небо за дверью освежило его, на аллее перед парадным входом лежал редкий снежок. Красивые фонари с черным скульптурным рисунком поддерживающей сетки вокруг ламп не горели, звезды были редки, луна -- узкий вогнутый серп.

``Итак, -- подумал ученый, подняв голову к черному небу, -- что-то произошло. Опыт удался. Это не может быть шуткой других ученых, давно уже они не шутят. Квантовые эффекты приводят к изменениям в макромире! Так я хотел назвать свою работу, и вот они действительно к ним привели. Значит, эта девочка и есть изменение?.. Неболван Нетупица... Гм. А что, если она мне просто почудилась? Очень просто. Изменения повлияли на мою психику. Если бы я был суеверный, как люди в средние века, я бы увидел привидение. Оно бы завывало. И у него бы были эти... вериги. Да, бесспорно, оно бы завывало, стенало, проклинало и гремело веригами! -- Стоя на крыльце, ученый облокотился на балюстраду. Ему вдруг стало весело. -- А если бы я был правоверный мусульманин? Я бы увидел джинна! Он бы вырвался из мааленькой особенности, из сингулярности такой крошечной, развернул бы могучие плечи, разинул бы зверски огромную пасть и проревел бы: "ГОРРЕ ТЕБЕ, СМЕРРТНЫЙ!"''

-- Успеем погоревать. Вы кто будете, гражданин? -- услышал ученый; кто-то схватил его за плечо железной хваткой. Оторопев ("неужели это я ревел вслух?"), он обернулся.

-- А, Евгений Львович! -- под усами охранника образовалась добродушная улыбка. -- А ведь я за злоумышленника вас принял!

-- А я, признаться, -- совладав с дыханием, сказал ученый, -- думал, что вы мне померещились. Принял вас, значит, за галлюцинацию!

-- Сурово вы с ними, -- уважительно заметил охранник. -- Так и надо! -- он отступил на шаг и оглядел ученого, отметив про себя, что взъерошенность вверенного ему объекта в норме, а глаза, как обычно, дикие. -- Работаете? -- спросил он.

-- Да, -- сказал ученый, -- спасибо.

-- Да не за что, -- удивился охранник. -- Происшествий не было?

-- Да, -- сказал ученый, -- то есть, знаете, нет. Все как обычно! -- поспешно добавил он.

-- Я вижу, -- согласился охранник. Он улыбнулся, по привычке взял под козырек, хотя на голове у него была гражданская меховая шапка, а не военная. Молодой ученый тоже поднял было руку, растерянно посмотрел на нее и прощальным жестом потер себе лысину. Это ведь только так говорилось "молодой ученый" -- а на самом деле он уже был лысый ученый, не такой уж и молодой. Просто остальные ученые в Институте были старше.

Попрощавшись, охранник сошел с крыльца, отступил в тень и как будто растаял в воздухе. Ученый в последний раз посмотрел на луну, увидел ее узкий вогнутый серп, повернулся к двери, дернул за ручку и вошел в здание. Он проделал тот же путь по коридорам, по лестнице, у двери в лабораторию остановился перевести дух.

-- Там, конечно, никого нет, -- сказал он себе, -- и установка в порядке. А я взрослый мужчина, и мне стыдно бояться. Этой же ночью я повторю свой эксперимент.

Он толкнул дверь и вошел в лабораторию. Свет там был не слишком яркий, но в коридорах было темней. На ящиках, набитых препринтами, сидела девочка в синем платье, с серебристо-синим бантом в растрепанных волосах. Она тихонько плакала.


У нее и правда были немного королевские манеры. Даже когда она пила чай из чашки с отбитой ручкой. Нарочно она не старалась и сама ничего этого не замечала.

-- Вы сами-то поняли, как вы сюда попали? -- спросил ее ученый. И добавил, -- Ваше высочество?

Заплаканными глазами она посмотрела на него вызывающе:

-- Вы осмеливаетесь меня воспитывать?

Ученый удивился:

-- Нет, почему же... просто... я хотел бы услышать вашу версию событий, так сказать, -- и опять добавил, -- Ваше высочество.

-- А, то есть, вы не знаете, как я сюда попала, -- сказала девчонка.

-- Эээ... -- возмутился ученый, -- я...

-- Трудно поверить, что вы не знакомы с его светлостью Неболваном, -- вздохнула гостья. -- Но не тревожьтесь, я вам все объясню. Я, -- она словно бы собиралась с духом, собралась и выпалила, -- я нарушила строжайший запрет моего отца!

-- То есть это какой же запрет? -- спросил ученый.

Девочка приосанилась, надула щеки, как бы изображая королевского глашатая или еще кого-нибудь в том же роде, кого-то очень взрослого и солидного. И низким голосом прогудела:

-- НИКОГДА НЕ ЛАЗИТЬ В КРОТОВЫЕ НОРЫ!

Ученый, уже привыкший удивляться за этот вечер, на всякий случай помотал головой и спросил:

-- Вы лазили в кротовые норы, ваше высочество?

-- Я только в одну, -- сказала принцесса Непамела. -- Очень маленькую.

И она потянулась за сахаром.

-- Но... как же это? -- воскликнул ученый, -- но ведь там грязно!

-- Ой, что вы, -- принцесса рассмеялась, -- в кротовой норе?! Там -- никак. Ну, точнее, как вам объяснить... там так, как захочешь.

Ученый подумал.

-- В кротовой норе?

-- Ну да, -- сказала принцесса. -- А зачем вы льете чай к себе в ботинок?

-- Извините, -- сказал ученый и поморщился. Ему было мокро в ботинке. -- Хотите чаю, -- он спохватился, -- ваше высочество?

-- Только не в туфли, -- улыбнулась принцесса и подвинула свою чашку.

-- Вы говорили про кротовые норы, -- осторожно напомнил ученый, -- что там все так, как захочешь.

-- Да... -- сказала принцесса, помешивая чай ложечкой и улыбаясь уже виновато.

-- А что это значит? -- спросил ученый.

-- А вы правда не знаете? -- девчоночьи глаза посмотрели на него с подозрением.

-- Нет. Считайте, что я болван.

-- Болван или Неболван? -- серьезно спросила принцесса.

-- Понимаете, -- сказал ученый, -- меня вообще зовут по-другому. Это все случайно получилось. Долго объяснять.

-- Случайно получилось? То, как вас зовут? -- поразилась принцесса. -- Нет, серьезно?

-- Вы ведь не хотели лить чай к себе в туфли? -- напомнил ей ученый.

-- Ах, да.

Она поморщилась. Поставила чайник на стол. Посмотрела на него как будто с укором и сняла туфлю. Туфля была надета на грязноватый и сильно промокший белый носок.

-- Дело в том, что у нас нет кротовых нор, -- решил все-таки объясниться ученый. -- То есть, они у нас бывают, -- он мысленно обругал себя болваном, -- но в них живут кроты.

-- Да? -- удивилась принцесса, сразу забыв про мокрую туфлю. -- А какие они?

-- Они... слепые... почти. Роют землю. Ну... с мехом. Они маленькие, -- ученый поставил чашку. -- Позвольте! Вы хотите сказать, что у вас есть кротовые норы, но нет кротов?

-- А что, дети у вас все послушные... кроткие... и никогда-никогда не залезают в кротовые норы? -- как будто не заметив его недоумения, спросила девочка.

-- Дети непослушные! -- воскликнул ученый. -- И совсем не кроткие! Но кроты -- маленькие! Они сами живут в своих норах! В них не может пролезть даже самый непослушный ребенок! (Он почему-то вспомнил про Дюймовочку.) И, кстати, там грязно! -- увидев, как гостья смотрит на него, он сделал над собой усилие и взял себя в руки. -- Но скажите, разве у вас нет кротов?

-- Нет, к сожалению, -- просто ответила девочка.

-- А кто же живет в кротовых норах? Кто их роет? -- допытывался ученый, сам не понимая, почему ему это так важно.

-- Как кто? Черви, -- как будто удивилась она.

-- Но почему?!!! -- поразился ученый.

-- Об этом говорится в притче про бабочку. Или про стрекозу. Я ее как раз должна была выучить, -- принцесса опустила глаза. -- Только я... не успела.

-- Значит, -- медленно проговорил ученый, -- поправьте меня, если я ошибаюсь...

Она кивнула.

-- ...Кротовые норы у вас делают черви. Так?

-- Да, -- спокойно сказала девочка.

-- А почему они так называются -- кротовые? Где же сами кроты?

-- Наверное, ушли под землю? -- предположила принцесса. -- Например, если они -- древний народ.

-- Так, -- сказал ученый. -- А вам не кажется странным, что норы, которые делают вовсе не кроты, у вас зовутся кротовыми?

-- Но это же всегда так, -- удивилась принцесса. -- Например, ваш родственник... то есть, я хочу сказать, ваш тезка, его светлость... он глупый, как пробка. Тупица, болван, обормот. А зовут его...

-- Понял, -- поспешно сказал ученый. -- Кстати, я забыл представиться, прошу прощения у вашего высочества. Вы прибыли так неожиданно. Меня зовут Евгений.

-- Негений? -- переспросила принцесса. И с интересом оглядела своего собеседника. -- В сущности, -- добавила она взрослым голосом, -- в сущности, мы еще так мало знакомы.

Ученый вздохнул, но спорить не стал. На вид девчонке было лет восемь.

-- Вы, безусловно, правы, ваше высочество. Прошу вас, продолжайте ваш рассказ. А потом, если вас что-нибудь заинтересует здесь, -- он обвел рукой лабораторию, -- я тоже, как сумею, вам расскажу.

И принцесса стала рассказывать. Из ее слов выходило так, будто Нетополь, откуда она родом -- самая настоящая Волшебная страна. Лимонадные реки, конфетные берега, мармеладные болота и все такое -- ну, сейчас все это встретишь только в Заповеднике Сладостей, и гулять там без проводника опасно, но тем не менее. Животные там разумны и разговаривают, но не все. Бывает, что разговаривают деревянные статуи, дорожные указатели, утварь, посуда, но это тоже не так уж часто встречаются, хотя у волшебников обычно все, что ни есть в доме и на дворе -- говорящее и самодвижущееся. Знатные особы раньше тоже старались обеспечить свой дом говорящей посудой, а теперь это уже немодно и даже считается дурным тоном. В этом месте ученый перебил рассказчицу и спросил:

-- Почему?

-- Ну... несовременно, -- объяснила принцесса. -- А потом, настоящая волшебная посуда, у нее бывает вредный характер. Никакого воспитания, никаких манер при этом, так наша старшая фрейлина говорит. Если вы даете званый обед, она может поставить вас в неловкое положение. Не фрейлина, конечно, а чашка или кофейник.

-- Разве нельзя преподать ей манеры? -- полюбопытствовал ученый. -- Не фрейлине, конечно...

-- Нельзя, -- сказала принцесса. -- И фрейлине тоже нельзя. Они же старые. Их уже не перевоспитаешь.

Ученый узнал, что молодой волшебной посуды в Нетополе не бывает или почти не бывает. Заговорили о возрасте. Оказалось, что до самого последнего времени умирать в Нетополе было необязательно. Можно было уйти в призраки, превратиться в божью коровку, даже в чашку или кофейник, а можно было по Большому Кротовому Тоннелю переправиться в сказочные страны (нетопольцы вовсе не считают свой город и свою страну сказочной, а вот другие места, в которых все устроено непонятно и странно, даже чудесно -- да). Отношение принцессы к тому, чтобы найти себя в путешествии сквозь Большой Кротовый Тоннель -- например, в качестве единовластной правительницы разумных тараканов, способных летать и есть что угодно, но ползающих по земле и пожирающих друг друга из вежливости -- трудно было определить по выражению ее лица. Как бы то ни было, еще в недавнем прошлом подобные вещи случались с жителями Нетополя сплошь да рядом. Потом Большой Кротовый Тоннель закрылся.

-- Почему? -- спросил ученый.

-- Трудно сказать, -- пожала плечами принцесса. Священники в школе учат, что это за наши грехи.

-- А что это значит? -- спросил ученый.

-- Ну... это значит, что священников нужно слушаться, а то еще хуже будет.

-- Например? -- заинтересовался ученый.

-- Не знаю... ах, да! Например, откроют Тоннель!

Ученый задумался.

-- Но я читала, -- сказала принцесса, -- одну тайную книгу. Там говорится, что Тоннель... сломался.

Ученый поднял брови.

-- То есть, испортился, -- попыталась пояснить принцесса. -- Схлопнулся! Это было тогда, когда барон Необжора Нетолстопуз решил найти себя.

-- И как же это случилось? -- спросил ученый.

-- Ну... барон ведь не мог передвигаться без посторонней помощи. Перед ним всегда несли поднос или везли тележку для живота. И так получилось, что сначала в Тоннель затянуло тележку, а она тяжелая, из чистого золота. Стены Тоннеля стали сужаться. Люди видели, как брюхо увлекало барона вперед, в то же время вытягиваясь в длину, и это причиняло барону страдания или, во всяком случае, недовольство, которое он выражал громким криком и ужасными проклятиями, -- принцесса Непамела прикрыла глаза и как будто читала по писаному. -- А потом Тоннель проглотил его, и стал пульсировать, как живой орган любого пищеглота...

-- Что такое пищеглот? -- ученый перебил ее вопросом.

-- Не знаю, -- призналась принцесса. И продолжала, -- и небо вокруг стало чернеть, и завертелись воронки, и стали небывалые вихри... и надвинулась... или продвинулась... словом, из очевидцев тоже не все спаслись, многих в Тоннель затянуло. А потом его еще заклинал один волшебник, а волшебника тут же на месте проклял один священник, а священника... я забыла. Теперь там стоит стена, испещренная магическими рунами. А вокруг стены площадка, а по краю этой площадки ходит часовой. Больше в Тоннель не попадешь.

-- Ясно, -- задумавшись, сказал ученый. -- Значит, Нетолстопуз Необжора... и с тележкой из чистого золота... слишком сильный сигнал, -- бог знает почему добавил он и потянулся за заварочным чайником. Жаль, конечно, что это обычный чайник, а не волшебный. -- А вы, значит, так и не попали в Тоннель?

-- Нет. Я была маленькая, -- сказала принцесса.

-- А в кротовые норы часто залезаете?

Принцесса засмеялась.

-- Нет, -- сказала она, -- только один раз! Это строго запрещено, ведь они тоже могут захлопываться, как Тоннель.

-- А зачем вы туда полезли? Хотели найти себя? -- пошутил ученый.

Принцесса вздрогнула.

-- Н-нет... То есть, я надеялась, что этого не случится.

-- А кого же? -- весело спросил ученый.

-- Маму, -- помолчав, ответила девочка.

Ученый не ожидал такого оборота дел.

-- Маму? -- растерянно переспросил он.

-- Да. Она проходила мимо... когда барон Необжора Нетолстопуз... -- девочка всхлипнула.

Ученый привстал на стуле, потом сел, потом привстал снова. Хорошие интересные мысли как-то улетучились из головы.

-- А может быть, -- он спросил осторожно, -- в тайной книге есть неточности? Вы ведь там прочли про маму?

-- Мама пропала. Я была маленькая, -- сказала девочка. Она говорила спокойно, только паузы между словами у нее получались долгие. -- В книге было написано: "Королева Неклементина, заметив подростка в стремительно расширяющейся зоне опасной воронки вокруг входа в Тоннель, приказала ему отступить и бежать прочь, но он не подчинился или не смог ее услышать. Отделившись от фрейлин, королева приблизилась к подростку, несмотря на препятствовавший ей ветер, и собственной ее величества рукой взяла его за правое ухо. Однако ни спасти подростка, ни примерно наказать его за непослушание оказалось невозможным: напротив того, королевскую особу ее величества вслед за дерзким подростком втянуло в Тоннель."

Ученый молчал. Он не знал, что ему делать. Сказать, что все обойдется? Но как он мог -- в том, что только что услышал, он понимал очень мало. И уж во всяком случае не знал, где искать королеву. Можно было только надеяться, что попавших в Тоннель не разорвало приливными силами, но об этом как раз, пожалуй, не следовало говорить. Как быть с девчонкой? Налить ей чаю? Предложить сахар?

-- Ваше высочество, -- сказал он, -- а почему у вас с мамой такие цитрусовые имена? То есть, нецитрусовые. Непамела, Неклементина.

Девочка подняла на него глаза.

-- Это очень красивые имена, -- поспешил добавить он.

Девочка сказала:

-- Не понимаю, о чем вы.

-- Но как же? -- ученый ухватился за возможность отвлечь ее от грустных мыслей. -- Существуют такие родственные друг другу растения: клементин, памело или помело -- я никогда не знал, как правильно -- лимон, апельсин... -- говоря это, ученый смотрел на экран своего допотопного осциллографа, как бы надеясь прочесть на нем новые названия родственных фруктов. Девочка молчала. Он мысленно обругал себя болваном, подумал, что, похоже, промахнулся с вопросом, и робко взглянул на принцессу.

Вернее, на стул, где она сидела.

Девчонки не было. На ее месте лежало круглое, зеленовато-желтое, хорошенькое памело. Или помело.

Мы будем писать -- памело, чтобы не путать с тем, на чем летают и чем метут.

Возможно, это превращение сопровождалось яркой вспышкой света, или блестками, или фейерверком, или зловещим дымом. Но ученый в тот момент смотрел в сторону, так что он ничего не заметил. А в том фрукте, который лежал теперь на стуле, не было с виду ничего таинственного или зловещего. Он был неплох, свеж, вот и все.

Ученый обесточил установку. Поднял памело со стула, аккуратно завернул его в шапку. Выключил свет, запер дверь в лабораторию и вышел на улицу.

Фонари не горели. Звезды были намного крупнее, такие, какими они редко бывают на столичном небе. Если смотреть только вверх, идешь, как в небесной апельсиновой роще.


Собрание проходило в дружелюбной обстановке. Собрание называлось семинаром. В большой комнате был стол со стульями и доска, с мелом, по-старинке. Разогревался чайник и пили чай или растворимый кофе (ложка для кофе торчала в банке). Разговоры вели разные, в основном говорили о прошлом.

-- А это Пеньков первым придумал... да, Пеньков. Потом, конечно, в последующий там десяток лет это кому только ни приписывали...

-- Ну, в конце концов, это всего лишь метод расчета. Изящный, не поспоришь, но если делать, как Веннецкий...

-- Он достаточно универсальный, а потом, фурье-анализ -- это тоже всего лишь метод расчета...

-- Ну, не скажите, это фундаментальная идея в математике, это мы с вами ее используем как инструмент...

-- Но исходно, исходно!..

-- Просто людям пришли в голову похожие идеи, и это не бог весть какая редкость...

Кроме них, сейчас уже мало кто помнил и Пенькова, и Веннецкого: либо то, что они делали, забудут совсем, либо, если в Институт вернутся ученые -- переоткроют все заново, под другими именами, под новые споры о том, кто раньше.

А может быть, и не забудут, и выроют из старых бумаг -- будущее вещь загадочная. Но о будущем на семинаре почти что не говорили.

Ждали молодого ученого. Он явился и сразу вышел к доске. Набросал мелом схему своей установки и будничным голосом стал рассказывать о том, как прошел вчерашний эксперимент. Вначале его перебивали вопросами, но вскоре он говорил уже в полной тишине. Старшие ученые молчали. Изредка они переглядывались между собой. Когда он закончил, еще долго сидели молча. Наконец один из них, теоретик, спросил:

-- На какой частоте происходила первоначальная модуляция?

Услышав ответ, стал писать что-то на бумажке.

Старый экспериментатор, известный ласковым обращением с установками (он с ними разговаривал, гладил их по корпусам, называл нежными именами, уговаривал еще поработать -- и они слушались), покашляв, задал вопрос:

-- Женя, скажите, правильно ли я вас понял. Вы утверждаете, что вам удалось реализовать, если можно так выразиться, эйнштейновскую сингулярность?..

-- Не совсем, -- сказал молодой ученый. -- Если это действительно переход от квантовой ситуации к макромасштабам...

-- То мы еще ничего не знаем, -- перебил его теоретик.

-- Да, именно, -- подтвердил молодой ученый. У него было что добавить, но он вдруг почувствовал страшную усталось.

-- Но если это действительно удалось... -- начал было тот же заслуженный экспериментатор, -- это просто сказка!

-- Кстати о сказке, -- заговорил старый, усатый ученый, похожий на капитана дальнего плавания -- он и трубку курил когда-то, -- можно вопрос по фантастическим деталям эксперимента? Что вы имели в виду под этой шуткой про материализацию девочки и грейпфрута? Прошел сигнал заметной амплитуды, так что ли?

-- Я имел в виду, что в лаборатории появилась девочка. Это именно то, что я хотел сказать, -- у молодого ученого голова болела все сильней, он уже еле стоял на ногах.

-- А как она прошла через проходную? -- спросил еще один ученый.

-- Боюсь, нет оснований считать, что она там проходила, -- ответил молодой ученый, подумав.

Он стоял с закрытыми глазами, чтобы головная боль не так мучила. Но он услышал, как все переглянулись. Трудно объяснить, каким образом -- почему-то общее молчание звучало громко.

-- А грейпфрут? Как он оказался в лаборатории?

-- Ну, это смешной вопрос, -- попытался превратить дело в шутку усатый ученый, похожий на моряка. -- Грейпфрут не обязан предъявлять пропуск на проходной!

-- Не грейпфрут, -- вдруг сказал молодой ученый, -- а помело. Или памело. Я не знаю, как правильно.

-- Это вы о чем? -- переспросил один ученый.

-- Это я о том, во что превратилась девочка.

Снова громкое молчание. Пожилой экспериментатор прервал его, спросил очень мягко:

-- Женя, когда вы спали в последний раз?

-- Не помню, -- честно ответил молодой ученый, потому что комната гудела, а лицо экспериментатора расплывалось в большое длинное пятно, но у этого пятна был свитер и не было синего платья.

Комната загудела еще больше, все говорили ласково, только иногда немного сердито, о чем -- он не слишком понимал.

-- Так что, Женя, -- услышал он голос руководителя отделения, -- отправляетесь в отпуск. Сначала отоспитесь, потом в санаторий. На море не могу, а в подмосковный постараюсь отправить вас! Там хороший воздух. Апельсины, конечно, там не растут... -- попытался пошутить руководитель группы, и молодой ученый услышал, как его одернули сразу несколько голосов.

Он попрощался и собрал вещи. Обсуждение тихонько гудело, уже обращаясь к научным вопросам, люди вставали, подходили друг к другу.

Он хотел было надеть шапку, но из шапки при этом выкатилось хорошенькое памело. Ученый положил его назад в шапку и укутал, как ребенка. Он снова не увидел, но услышал, как все в комнате посмотрели на него и отвели взгляд.

По дороге к проходной, еще на территории Института, к ученому привязался какой-то тип. Он то забегал вперед, то шел сзади.

-- Где вы брали такую хорошую памелу? -- неприятным голосом спрашивал он. Голова у ученого мерзла и гудела. Он не хотел отвечать.

-- Скажите, пожалуйста, где такие продаются? -- приставал странный человечек (откуда только он взялся тут? он был маленького роста, одноглазый, как пират, с повязкой через левый глаз, с желтым лицом).

-- Пожалуйста, отпустите меня, -- попросил ученый. -- Это -- не памело.

-- Непамела? -- странный человечек переспросил жадно, в одно слово. Вдруг он прыгнул на ученого, выхватил у него из рук шапку и огромными скачками побежал прочь от проходной.


Писатель сидел у окна и крутил в руках подтяжки. Попробовал их на прочность. Они были немного резиновые. Но если их растянуть, издавали звук, как струна. Может быть, и выдержат. А может, и нет. Он отложил подтяжки и взял ремень. Покрутил его в руках. Прочный, но неудобный.

В дверь позвонили.

Писатель привстал было на стуле, потом сел снова, взял в одну руку ремень, в другую подтяжки. Надо было выбирать.

Звонок повторился. Сахар оптом пришли предлагать? Или картофель? Или рекламные объявления?

Писатель взвесил на руках ремень и подтяжки. Ремень был тяжелее. А подтяжки -- легче.

Позвонили снова.

Старушки у подъезда сплетничают, что продавцы сахара или картофеля оптом -- наводчики для грабителей. Или вообще сами грабители. Ты позарился на картофель (или на сахар), открыл им дверь, а они ба-бах! тебя из пистолета. И все. Вот тебе и сахар (или картофель). Так что старушки их впускать не советуют.

Опять звонок.

Стоп! А ведь это идея. Писатель вскочил со стула. Он откроет дверь грабителям, они его ба-бах из пистолета, и не придется делать выбор между ремнем и подтяжками! Тем более, писатель пока еще довольно плохо умел вешаться. А грабители, наверное, хорошо умеют стрелять из пистолета. Все-таки это их работа.

-- Я уже думал, тебя нет дома, -- сказал ученый в дверях. Вид у него был осунувшийся, как после болезни.

-- А я думал, что ты грабитель. Или наводчик, -- ответил ему писатель. Вообще-то он был рад видеть друга.

-- Поэтому ты не хотел мне открывать? -- засмеялся ученый.

-- Нет, -- возразил писатель, -- поэтому хотел.

Ученый внимательно посмотрел на писателя и ничего не сказал.

Писатель казался растерянным. Спохватившись, он предложил другу присесть, направился в кухню и включил чайник. Ученый сел на стул. Посмотрел на подтяжки и ремень, лежавшие на столе.

-- Как жизнь? -- спросил он.

-- Да какая там жизнь, -- махнул рукой писатель. -- Не будет ее больше. Ничего делать нельзя.

-- В каком смысле, ничего нельзя делать?

-- Мои сказки -- преступные, -- сказал писатель. -- Их нельзя читать детям.

-- Ты что, решил сочинить сказку о том, как делать бомбы? -- удивился ученый.

-- Да при чем тут бомбы, -- вздохнул писатель, -- бомбы -- это ерунда. Их и так все дети умеют делать. Берешь...

-- Подожди, -- перебил его ученый, -- так что со сказками?

-- Очень просто, -- писатель вздохнул и стал рассказывать. -- Сочинил я одну сказку. Там для одной девочки мастер сделал кукольный дом.

-- Ну и в чем тут преступление? -- спросил ученый.

-- А в этом доме, -- продолжал писатель, -- был замок по типу "дернешь за веревочку -- дверь и откроется", как у бабушки Красной Шапочки.

-- Опасный замок для нашего времени, когда столько грабителей ходит по домам, -- заметил ученый (писатель покраснел). -- Но для кукольного дома, кажется, в самый раз.

-- Ну да... но оказалось, что я нарушил патент. Или копирайт. В общем, на меня подали в суд.

-- Кто? -- удивился ученый.

-- Законные представители Красной Шапочки!

-- Гм. Но ведь это был бабушкин замок? -- уточнил ученый.

-- А Красная Шапочка -- ее наследница! -- писатель положил локти на стол (именно так, как делать считается некрасиво) и уронил голову на руки.

-- А кто же наследники Красной Шапочки? -- спросил ученый.

-- Строго говоря, речь идет не совсем о наследниках Красной Шапочки... -- пробормотал писатель; его было плохо слышно.

-- А о чьих? Шарля Перро? -- спросил ученый. -- Ведь он выдумал ее, в конце концов.

-- Нет, не Шарля Перро. А Волка.

-- При чем здесь Волк? -- удивился ученый.

-- Он же их съел, -- объяснил писатель. -- и Бабушку, и Красную Шапочку.

-- Так ведь он поступил нехорошо!

-- Хорошие и плохие равны перед законом, -- заметил писатель. -- Бабушка и Красная Шапочка, в тот момент, когда Волк их съел, занимали с ним одно и то же место физического пространства. Юридически, то есть, по закону, они в этот момент были -- одна персона. И вот права этой совместной персоны я нарушил, когда придумал для кукольного дома такой замок.

-- Подожди, а кто наследники Волка? Животные? В зоопарке? -- спросил ученый.

-- Нет, -- вздохнул писатель. -- Права волков у нас в городе представляет Городская Санитарная Инспекция. То есть, живодерня.

-- Но почему?! -- поразился ученый.

-- Купили у наследников, -- коротко сказал писатель. -- У них есть бумага за подписью Главного Чиновника. Они принесли ее в суд, вот и все.

-- Ну и что же, -- спросил, помолчав, ученый, -- ты, конечно, выиграл процесс?

-- Нет, -- ответил писатель, -- проиграл. Моя книжка изъята из печати, издатели не хотят иметь со мной дела, а денег, чтобы заплатить штраф, у меня нет.

-- Но это бред! -- воскликнул ученый. -- Из этого положения должен быть выход!

-- Конечно, -- сказал писатель, -- я так и подумал. Я решил, что раз мои собственные сказки -- преступные, я буду писать чужие. То есть, переводить уже написанные, с других языков.

-- Ну и глупо, -- сказал ученый, -- тебе не надо было сдаваться!

-- Да подожди, -- махнул рукой писатель, -- я же думал, это полезное дело.

-- Ну, само по себе оно полезное... -- начал ученый.

-- Но ничего не вышло, -- перебил его писатель. -- Я взялся переводить балладу про рыцаря! О, это был благородный рыцарь. Он ничего не боялся! Он без устали спасал свою даму, которая постоянно попадала в переделки: то дракон ее украдет, то целая шайка разбойников, а однажды ее унесла в свое гнездо огненная птица. Эта дама была очень красивая, просто ей не везло.

-- Прекрасно, -- сказал ученый, -- ну и что было не так?

-- Ну, понимаешь... -- писатель смутился. -- У рыцаря было имя не вполне подходящее. Его звали рыцарь Дюфалак.

-- Имя как имя, -- заметил ученый. -- Есть в нем что-то рыцарское.

-- Да, но это -- название слабительного!

-- Да? -- почесал в затылке ученый.

-- Ну сам посуди, рыцарское ли это лекарство? То есть, имя?

-- Ну и поменял бы имя, -- сказал ученый. -- Издатель же, или с кем ты там имеешь дело, себе не враг.

-- Да я и поменял! -- вскричал писатель. -- Я назвал его Гервуд! Тем более, что в конце баллады он становится супругом царицы фей и повелителем Волшебного Леса!

-- А как же прекрасная дама? -- спросил ученый.

-- Прекрасная дама оказалась ненастоящая, -- объяснил писатель. -- Она была фантом. Или привидение, я забыл. В общем, она была нужна, чтобы испытать решимость рыцаря. Поэтому она, например, могла упасть с тридцатиметровой высоты, и ей ничего не было. А рыцарь за ней прыгал, оседлав горного оленя. А когда он допрыгал, то увидел, что крокодил уже тащит ее в воду. Рыцарь застрелил крокодила стрелой в глаз, и дама всплыла. Тут ее подхватила огненная летучая мышь...

-- Гм. А рыцарь не находил все это странным?

-- Что именно? -- удивился писатель.

-- Ну, такую... водостойкость, огнеупорность и удароустойчивость своей дамы?

-- Да нет, конечно. Он же рыцарь. Его дело -- защищать ее честь. А чести дамы все это не вредит.

-- А все-таки, -- не унимался ученый, -- не наводило ли это его на мысли?

-- О чем ты? -- разозлился писатель. -- Рыцарь -- и мысли? Это ниже его достоинства.

-- Думать? -- уточнил ученый.

-- Да.

-- Ну хорошо, -- подумав, сказал ученый, -- ты продолжай.

-- В общем, я перевел эту балладу. Гервуд -- звучит благородно, прекрасное имя получилось! Прислал издателю. А он говорит: нет, нельзя! Наследники будут возражать!

-- Чьи наследники?! -- ошеломленно спросил ученый. -- Дюфалака?

-- Да нет же, -- отмахнулся писатель, -- Дюфалак -- это слабительное.

-- Чьи же тогда?

-- Ну, автора этой баллады.

-- Так надо у них спросить.

-- Я так и сказал.

-- Ну и?

-- А наследники говорят: прежде чем спрашивать, заключите с нами договор.

-- Не понял.

-- Я тоже, -- вздохнул писатель. -- В общем, получается так. Надо сначала заключить договор о переводе. Потом спрашивать, нельзя ли поменять имя.

-- А если нельзя?

-- Тогда рыцаря будут звать, как слабительное. Или с меня взыщут большой штраф, если я откажусь. А книги не будет.

-- Так, -- сказал ученый.

-- В общем, ничего не вышло, -- сказал писатель. -- Этой книги, про рыцаря и пожароустойчивую даму, тоже не будет.

-- А что там со штрафом? -- спросил ученый.

-- А это меня или из квартиры выселят, или в тюрьму посадят, -- объяснил писатель. -- Как я понял, этот вопрос еще не решился.

-- Интересная картина получается, -- задумался ученый.

-- Ну ладно, -- заключил писатель, воровато покосившись на ремень и подтяжки. Он хотел было спрятать их за спину, но решил, что лучше не трогать. Мало ли, почему они тут лежат. -- Что-то мы все обо мне и обо мне, -- сказал он. -- А у тебя как дела?

И ученый рассказал ему. Про эксперимент, про принцессу и про превращение, про семинар и про то, как одноглазый карлик украл шапку.

-- Так, -- сказал писатель. Он встал со стула и принялся ходить по комнате. В одной руке он крутил ремень, а в другой подтяжки. Глаза его горели. -- Ага. Послушай! -- сказал он. -- Но ведь девчонку надо освободить!

-- Я же тебе говорю, -- вздохнул ученый, -- я его не догнал. И я не знаю, в какое здание он пошел. Можно, конечно, пойти в отдел кадров, попробовать достать там полный список сотрудников с фотографиями... но меня сочтут сумасшедшим!

-- А с чего ты взял, что это ваш сотрудник? -- удивился писатель.

-- Конечно, сотрудник, -- сказал ученый, -- иначе как бы он прошел через проходную? У него должен быть пропуск.

-- Кажется, тебе задавали про твою принцессу тот же вопрос, -- заметил писатель.

-- Ну, знаешь, -- поморщился ученый. -- Принцесса -- другое дело. Она прошла через тоннель. Это -- научный факт. Чтобы создать этот тоннель, эту сингулярность, я долго возился с расчетами, с установкой, и все равно, считай, это было чистое везение. А карлик тот одноглазый...

-- А что, этот тоннель, он не может возникнуть, скажем, сам по себе? -- ехидно спросил писатель.

-- Может! -- сказал ученый. -- За время, в миллион раз превышающее время жизни нашей Вселенной.

-- То есть, ты считаешь, что это нормальный карлик из нашего с тобой мира, бухгалтер какой-нибудь, инженер или кандидат наук?

-- Да, -- уверенно сказал ученый. -- Может быть, этот... компьютерный пират... -- и почесал в затылке.

-- Чушь! -- разозлился писатель. -- Не бывает никаких компьютерных пиратов!

-- Прости, -- смутился ученый, -- я сутки провалялся дома с высокой температурой. Простуду подхватил. Шел же без шапки. И сейчас еще лезет в голову всякая ерунда. Но все равно, я настаиваю, чтобы мы обсуждали научную картину мира. Фантазии рассматривать не согласен.

-- А зачем ты тогда пришел ко мне? -- улыбнулся писатель.

Ученый снова взялся ладонью за лысину.

-- Ты ведь не разыгрываешь меня? -- с тревогой спросил писатель. -- Все это действительно было? Принцесса Непамела, памело-не-принцесса, одноглазый карлик-прыгун?

-- Да, -- просто сказал ученый.

-- Очень хорошо! -- воскликнул писатель. -- Просто сказка. -- Он посмотрел на ремень с подтяжками, которые продолжал держать в руках, размахнулся и бросил их на кровать.

-- Ума не приложу, как искать этого одноглазого, -- вздохнул ученый. -- Заявить в милицию... Дать объявление в газету... Составить фоторобот...

-- Фоторобот! -- повторил писатель, блестя глазами.

-- Да, а как ты себе это представляешь? -- уныло спросил ученый. -- Я вообще не понимаю, чему ты так радуешься. Мне не поверили мои товарищи, мои коллеги, на семинаре. Они решили, что я переутомился, и отправили меня в отпуск.

-- Да-да, -- сказал писатель, очевидно, думая о своем.

-- Вот я приду в милицию, -- продолжал ученый. -- И скажу: одноглазый карлик украл у меня фрукт памело, в который превратилась одна принцесса. Давайте я вам его опишу, а вы по моему описанию составите фоторобот! Как ты думаешь, где я окажусь после этого?

-- Гм... в отпуске? -- предположил писатель. -- То есть, прости, разумеется, в сумасшедшем доме.

-- Вот именно, -- сердито сказал ученый. -- Тебя это развлекает, я вижу. -- И встал со стула. -- Я пойду, нормально поговорили. Спасибо. Ты, наверное, придумал новый сюжет...

-- Стой, стой, -- сказал ему с улыбкой писатель, ухватив его для верности за рукав. -- Сейчас мы составим тебе фоторобот. Это очень просто. Мы пойдем к художнику.

-- К художнику? -- ученый остановился.

-- Ну да, и все составим, -- писатель был очень весел.

-- Что ж, это мысль... Только кто согласится с моих слов нарисовать портрет? -- с сомнением спросил ученый. -- Разве Витька Глазов? Помнишь, мы с ним учились вместе?

-- Помню, помню, -- сказал писатель. -- Только он как раз в отпуске. В санатории, на нервной почве. Он ведь дизайнером работает, рекламирует майонез.

-- Ну и что? -- удивился ученый.

-- А то, -- сказал писатель. -- Нехорошая это работа. Злой он стал, Витька. Ненавидит майонез.

-- Ненавидит? -- повторил ученый. -- Ну и что? Многие люди не переносят майонеза. А кто-то -- сметану. А кто-то -- растительное масло. Это совершенно нормально.

-- Это они не любят их есть, -- возразил писатель.

-- А он? -- не понял ученый.

-- А он майонез НЕНАВИДИТ. Говорит: "Когда мы придем к власти, мы его расстреляем."

-- Ну... это и правда уже... -- сказал ученый.

-- В общем, Витька уехал в отпуск. Если бросит работу, когда вернется -- будет опять здоров, думаю. А так он и не смог бы нам помочь, он только майонез рисует теперь в разных видах.

-- Одноглазый карлик совсем не похож на майонез, -- вздохнул ученый. -- Что же нам делать?

-- А мы сейчас пойдем к его двоюродной сестре, -- сообщил писатель.

-- Чьей это? -- с подозрением спросил ученый.

-- Витькиной! Она еще студентка, нигде не работает, -- сказал писатель. -- Учится. Так что у нее проблем не будет. Нарисует твоего карлика.

-- Сестра? -- строго спросил ученый. -- Женщина?

-- Как ты догадался?! -- писатель всплеснул руками.

Ученый нахмурился.

-- Да ты ее не бойся! -- засмеялся писатель. -- Все будет в лучшем виде. -- Он отпустил рукав ученого и засобирался на улицу.

-- Я?! -- возмутился ученый. -- Я никого и ничего не боюсь! -- он гордо выпрямился.

-- Знаю, знаю, -- примирительно сказал писатель. -- Ну, хватай пальто и пошли.

-- А вдруг я его уже плохо помню? -- не трогался с места ученый. -- Вдруг я не опишу всех примет? Я совсем не помню, какой у него подбородок! И нос! И рот!

-- Этого и не нужно, -- устало сказал писатель. -- Ты просто расскажешь ей свою историю. И поверь, она нарисует тебе того самого карлика. Ты его сразу узнаешь.

-- У тебя что-то на уме, -- заподозрил ученый. -- Как это может быть? Сила фантазии, что ли? Я не верю.

-- Ты же ученый? -- улыбнулся писатель. -- Давай поставим эксперимент!

Они вышли за дверь, и писатель не стал ее закрывать -- все равно его должны были вот-вот выселить из квартиры. Спустились по лестнице и вышли на улицу, на которой хозяйничал мягкий еще, с неслышной поступью раннего снега, мороз.


Они позвонили в дверь. Им открыла девушка, и она была очень красивая. Глаза у нее были огромные, серовато-зеленые, а волосы -- рыжие. Девушка улыбалась.

-- Знакомься, это Катерина! -- представил ее писатель. -- Катя, это Женька, наш с Витькой однокашник.

-- Я много о вас слышала, -- вежливо сказала ученому девушка.

-- Да... я тоже... много, -- пробормотал ученый. Ему казалось, что худшие его предчувствия оправдываются.

-- Ты сегодня красавица! -- весело сказал ей писатель.

-- А как же иначе, -- в тон ему ответила девушка, -- я ведь счастливая. Я выхожу замуж!

-- Вот умница, -- похвалил ее писатель. -- А мы к тебе как раз по важному делу. Ты нам кое-кого нарисуешь?

-- С удовольствием, -- ответила Катерина, -- вы раздевайтесь, устраивайтесь, а я принесу краски.

Как только они остались одни, ученый нервно сказал:

-- Ну что? Теперь ты видишь, что я был прав?

-- В чем? -- удивился писатель, с удобством разваливаясь в кресле.

-- Это -- женщина! -- сказал ученый.

-- Я это знал, -- заметил писатель.

-- Ну и вот они все так, -- сказал ученый.

-- Как? -- спросил писатель.

-- Ну вот это... женщины... -- брезгливо сказал ученый, -- они все время выходят замуж!

-- Ничего, -- беспечно отвечал писатель, -- повыходят и перестанут. Вот увидишь, это им не мешает. Да и ничего нет в этом страшного, -- добавил он, увидев, что ученый взволнован не на шутку, -- вот у вас же была эта... Мария Кюри?

-- Это совсем другое дело! -- запальчиво воскликнул ученый. -- Она была замужем за великим ученым!

-- Ну и замечательно, -- весело сказал писатель, -- плюнь ты на это все. Вот ее мольберт, он же не замужем? Холст не замужем, краски не замужем, карандаш тоже холостой. Все в порядке. Не думай об этом, это совсем ерунда.

Ученый хотел возразить, но девушка уже вернулась, и походка у нее была легкая, а голос певучий ("Или это в комнате такая необычная акустика?" -- подумал ученый). Она села у мольберта, вокруг которого уже устроился красочный беспорядок, и вопросительно повернулась к гостям.

-- Сейчас, -- начал писатель, -- Женька тебе расскажет...

-- У меня не получится, -- буркнул ученый. -- Я не так плохо воспитан, чтобы излагать незнакомой барышне обстоятельства сложного научного эксперимента!

Девушка внимательно посмотрела на него и хихикнула. Она вдруг спросила ученого:

-- Вы любите яблочный мармелад?

Ученый вытаращил глаза. Писатель вмешался поспешно:

-- Катерина, это все не имеет значения. Давай я сам расскажу. А ты, Женя, слушай -- если надо, поправишь.

И писатель стал рассказывать. Ученый и правда перебил его несколько раз. В первый раз -- хмыкнул презрительно:

-- Литература!

Во второй раз желчно заметил:

-- У осциллографа нет стрелок, дружище.

В третий:

-- Гм... можно сказать и так.

А в четвертый:

-- Само собой, это наш сотрудник! Ну да, одноглазый. Я просто его раньше никогда не видел.

Девушка и писатель в этом месте переглянулись.

-- Нарисуешь? -- подмигнул ей писатель.

-- Еще бы, -- уверенно ответила девушка.

И она принялась за работу. Ученый задумался. Калейдоскоп недавних событий крутился в его голове, картинки получались безумными, и он почти жалел, что не может просто признать себя сумасшедшим. Такую сказку ему было бы приятно прочесть в книжке, тем более, что иногда полезно отвлечься и почитать сказки. Но находиться внутри оказалось очень трудно, требовало большой сосредоточенности. Здесь многое было, как в науке -- только в области совсем новой, где еще нет настоящих ориентиров, где так трудно думать без языка и так легко промахнуться. Он не смотрел на холст и уже не беспокоился о том, что, очевидно, ничего из этой затеи не выйдет. Он думал о том, что он должен во что бы то ни стало повторить свой эксперимент.

Писатель, очевидно, тоже думал о своем, и за работой художницу никто не беспокоил. Они еще были погружены в свои мысли, когда звонкий голос девушки вернул их в настоящее:

-- Теперь можно смотреть. Конечно, -- смущенно добавила она, -- это нельзя назвать готовой картиной...

-- Он! -- ученый подскочил на стуле. -- О господи! Откуда вы его знаете?

Он посмотрел на девушку безумным взглядом. Писатель только посмеивался.

-- Катерина, -- жестко сказал ученый. -- Признайтесь честно. Чей это портрет? ЭТО -- ВАШ МУЖ?

Дружный хохот девушки и писателя оглушил его.

-- Я... я не позволю... -- проговорил ученый.

-- Прости, друг, -- сквозь смех еле вымолвил писатель, -- я не хотел, как у вас говорят, нарушать чистоту эксперимента. Надеюсь, ты убедился в том, что мы знаем твоего карлика.

-- Допустим, -- мрачно сказал ученый.

-- А теперь я тебе расскажу, откуда мы его знаем, -- продолжал писатель.

-- Буду премного обязан, -- сухо сказал ученый.

-- Этот карлик -- известный тип, -- сказал писатель. -- Хранитель рощи Трех Апельсинов.

-- Виноват, но мне это ничего не говорит, -- подчеркнуто вежливо ответил ученый. Потом он сказал, -- Каких еще Апельсинов?! -- потом сказал, -- ЧТО?!

-- А теперь подожди сердиться, -- попросил писатель. -- По глазам видно, что ты понял. Это уже первый шаг.

-- Второго не будет, -- сказал ученый.

-- Почему? -- улыбнувшись, спросила девушка.

-- Потому что я не позволю меня дальше дурачить. Я материалист. Возможно, я сошел с ума, но меня все еще интересует только научная картина мира.

-- Позволь мне привести самые научные аргументы, на какие я только способен ради тебя? -- снова попросил писатель. И ни тени насмешки в этот раз не было у него на лице.

-- Я не хочу тебя обижать, -- начал было ученый...

-- Ты не понял! -- быстро прервал его писатель. -- В нашей компании недостает филолога, человека, который любит и изучает слова. Я попробую худо-бедно его заменить.

-- Я слушаю, -- коротко сказал ученый. И сел на место.

-- Помнишь, перед самым превращением девчонки ты задал ей вопрос о том, почему у нее и у ее мамы такие цитрусовые имена?

-- Или нецитрусовые, -- сказал ученый. -- Неважно. Я это сделал, просто чтобы ее отвлечь...

-- И это тоже неважно, -- перебил его писатель. -- Смотри! В ее родном городе, в Нетополе, у всех такие имена -- как бы отрицающие истинную природу носителей.

-- Про всех, -- заметил ученый, -- мы ничего утверждать не можем. Упоминались только три человека...

-- Да, да, -- нетерпеливо согласился писатель. -- Но об этих трех мы можем сказать точно. По крайней мере, -- он поправился, -- о двоих. Барон Необжора Нетолстопуз -- наел себе огромное пузо. Герцог Неболван Необолтус, или как там его...

-- Я понял, -- нервно перебил ученый.

-- Девочка Непамела превратилась в памело! Или помело. Была еще, кстати, сама королева...

-- Ну, -- сказал ученый, -- о ее судьбе нам ничего не известно.

-- Пусть так! -- сказал писатель. Он подумал. -- Обратимся к фольклорным источникам. В древности на Руси были распространены имена -- Некрас, Нелюбим, ты ведь слышал об этом?

-- Читал в книжке, когда был маленький.

-- Тогда ты помнишь, как это объясняет филологическая наука!

-- Чтобы бесов обмануть, -- сказал ученый. -- Помню. Так называли на самом деле долгожданных младенцев. Просто чтобы черти не позарились, не унесли, не испортили, там.

-- Да. Это типичные народные представления о магии, волшебстве! -- сказал писатель. Ученый поморщился, но стерпел это.

-- Давай на минуту предположим, что (допустим, в народном представлении) есть мир, где живут девушки из Трех Апельсинов. И Мандаринов. И других цитрусовых. Что нужно, чтобы расколдовать их, закрепить за ними человеческий облик? Нет ничего сильнее слова. И вот, если королевская семья, хотя бы по женской линии, ведет род от цитрусовых красавиц... Хорошо ли ты помнишь сказку о Трех Апельсинах?

-- Средне, -- признался ученый. -- Там был принц. И какое-то проклятие. Он ни о чем не хотел думать, кроме апельсинов. Ему давали много апельсинов, все были не те. В конце концов какая-то фея... так?

-- Примерно, -- сказал писатель. -- Их было три.

-- Ну, феи, -- сказал ученый, -- от них он узнал про Рощу Трех Апельсинов, с одноглазым хранителем. Этот хранитель спал, когда у него был закрыт глаз, и не спал, когда глаз был открыт. Кстати, у моего карлика глаз был открыт!

-- Неважно, -- сказал писатель, и неизвестно почему добавил, -- в каждом мире свои законы.

-- В общем, -- продолжал вспоминать ученый, -- принц похитил Три Апельсина. Это были те самые. Он вскрыл один, и из него вышла девушка. И она попросила пить. Фляжки ей не хватило, и она умерла от жажды. Принц зарыл ее в землю, поехал дальше, оглянулся -- а на том месте цветет апельсиновая роща.

-- Так, -- одобрил писатель.

-- Он поехал дальше. Второй Апельсин вскрыл уже у ручья. Но и ручья не хватило девушке, чтобы напиться. Повторилась та же история. А третью девушку он извлек из Апельсина уже у полноводной реки. И она сумела напиться, и вышла замуж за принца!

-- Похоже, -- сказал писатель. И выжидающе посмотрел на своего приятеля.

-- Я понял, -- помолчав, сообщил ученый. И добавил, -- что же, это рабочая версия.

-- Спасибо, -- почему-то поблагодарил его писатель. Он был растерян.

-- Я очень рада, -- сказала девушка.

-- Спасибо и вам, -- вдруг сказал ей ученый, -- Катерина. Вы нарисовали хорошую картину. Хотя от одного вида одноглазого карлика меня бросает в дрожь и в ярость, но я должен это признать. Но скажите, -- он вздрогнул, -- как вы это поняли? Неужели -- простите мне этот вопрос -- неужели вы тоже рассуждали, как наш приятель, и я один тут не догадался?

-- Нет, что вы, -- снова смутилась девушка. -- Я... -- и она беспомощно оглянулась на писателя.

-- Ну, милый мой, -- тот развел руками, -- ведь это ее работа. Ты пойми, она это просто видит.

-- Да, я понимаю, -- медленно сказал ученый. -- А теперь мне пора. Я должен идти в свою лабораторию. Я бесконечно вам благодарен, -- он взялся за шляпу, точнее, за вязаную шапочку, замену прежней, украденной карликом.

-- Я с тобой, -- сказал писатель. -- Я иду с тобой в твою лабораторию, и ты должен меня провести.

-- Но зачем? -- спросил ученый. -- Ты хочешь...

-- А что? -- безмятежно улыбнулся писатель. -- Меня же все равно выселяют. И, возможно, вселяют в тюрьму. Мне самое время исчезнуть. А если в Нетополь или в Апельсиновую Рощу отправишься ты -- никто не сможет вернуться. Ты, кстати, спас меня от смерти, -- добавил он, заметив сомнение на лице ученого, -- я уж совсем собрался вешаться. В этом мире я не нужен!

-- Ну, -- сказал ученый, -- об этом твоем намерении я догадывался, но считал бестактным расспрашивать.

-- Ну и молодец! -- просиял писатель. -- Идем?
-- Идем, -- решил ученый. -- Прощайте, -- обернулся он к Катерине. -- И еще одно...

-- Да? -- спросила девушка.

-- Вы ведь не пойдете работать в рекламу? Рекламировать майонез? -- спросил ученый.

-- Не знаю... -- тихо ответила девушка. Глаза ее стали грустными.

-- Уйдем, -- сказал ученому писатель, -- это невеселая тема. Если хочешь знать, это мы должны изменить мир. Так, чтобы ей не пришлось рекламировать майонез.

-- Тут ты прав, -- согласился ученый.

И они, все трое, повеселели, и распрощались, и оставили девушке ее картину -- ведь все уже разъяснилось. А девушка закрыла за ними дверь и села у мольберта. Нужно было поправить рисунок.


Когда у молодого ученого закончился отпуск (на самом-то деле он и не ездил ни в какой санаторий!), в его лаборатории собрались коллеги. Все они радовались, что ученый не заикается больше о странных цитрусовых принцессах, в остальном же верили, что у него получилось что-то интересное, и ждали демонстрации. Молодой ученый запустил установку.

Все уставились на экран осциллографа.

-- Ага! -- говорили они друг другу, -- видна модуляция. Начинается самофокусировка! Смотрите! Смотрите!

И вдруг светящаяся кривая, которая ползла по экрану осциллятора, начала складываться в буквы.

-- А? Что? Что это? -- переглядывались ученые. -- Фокусы? Физики шутят?

Привет! -- решительно двигалось по экрану.

Нашел одноглазого. У него памело (или помело), клементинка и много других. Ищу волшебника. Присоединяйся, как сможешь.

Буквы кончились. Сигнал пошел, как следовало сигналу.

-- Самофокусировка! -- закричали ученые.

Прямо в воздухе открылся -- вход. Или выход. Из него пахло свежей землей.

Молодой ученый улыбнулся и шагнул вперед.

-- Женя! Стой! -- кричали ему.

-- Когда я исчезну, -- обернулся он, -- можно выключать.

И сделал последний шаг. Вход закрылся за ним, остался светящейся дымкой в воздухе, растаял. Пожилой экспериментатор отключил установку.

Общее молчание было громким. Прерывал его только шорох мохнатых, испуганных лап. Домовые, точнее, приборные и лабораторные, очень разволновались -- они отвыкли от чужих, и теперь, чтобы успокоиться, выбегали на такой же мохнатый, нежный и холодный, как их странное сердце, снег.


Продолжение следует


Сказку сочинила Юлия Фридман.
Картинки нарисовала Марина Шафеева.


кнопка
Назад,
к оглавлению